Почему не следует противопоставлять муниципальные и федеральные выборы

Поскольку приболел и не поехал на круглый стол по итогам прошедших выборов (https://www.facebook.com/events/869862996396699/), напишу здесь о том, о чем хотел сказать там. А именно о фетишизации среди части оппозиционных политиков идеи участия в муниципальных выборах. Муниципальные лидеры порой прямо противопоставляются общефедеральным кампаниям и проектам, например, подготовке к выборам в Госдуму 2016 года. Логика примерно такая: раз на федеральных выборах на ничего не светит, давайте участвовать в муниципальных выборах, готовить на них новых лидеров, которые лет через пять станут федеральными политиками и поведут нас к победе над режимом. Я, конечно, немного утрированно и грубо изложил эту позицию, но не сильно.

Муниципальные выборы без сомнения важны. Важны с точки зрения увеличения политического капитала, появления новых лидеров, выстраивания сети сторонников и агитаторов, преодоления впоследствии муниципального фильтра на губернаторских выборах и еще по ряду причин. И оппозиция на них могла бы работать лучше. У нас действительно постоянный дефицит кандидатов муниципальные депутаты. На довыборах муниципальных депутатов в Москве из шести районов оппозиции удалось полноценно закрыть кандидатами только один Обручевский район. На выборах в гордуму Нижнего Новгорода — два одномандатных округа из тридцати пяти. Внимание и лидеров оппозиции, и широкого круга наших сторонников к муниципальным кампаниям намного меньше, чем должно быть.

Но.

Делать муниципальные кампании альтернативой участию в федеральных выборах — большая ошибка. Ошибка, потому что без общего для страны тренда хотя бы на относительно свободный допуск независимых кандидатов и партий на выборы, на муниципальных выборах повторится та же история, что и с Демократической коалицией в Новосибирске и Магадане в этом году. И такие истории уже были. Например, на муниципальных выборах в Санкт-Петербурге в прошлом году. Там объединились абсолютно все оппозиционные «Единой России» силы, включая «Справедливую Россию» и «Яблоко». Работала школа муниципального депутата. В общем была проведена образцовая подготовительная работа к выборам. Тем не менее откровенно беспредельным образом части кандидатов вообще не дали выдвинуться на выборах, вторую часть не зарегистрировали, третью часть не пустили в депутаты с помощью массовых фальсификаций с досрочным голосованием. В итоге на сто с лишним муниципалитетов в городе оказались избраны всего несколько независимых депутатов. Другой пример — муниципальные выборы в Москве в 2008 году. Большинство кандидатов, собиравших подписи, были не зарегистрированы. С выборов был снят список кандидатов от «Справедливой России», от которой шли кандидаты от СПС, решившие не собирать подписи. Дошедших до дня голосования кандидатов ожидали массовые фальсификации. Результат был примерно такой же как в Питере. Мой личный пример похода в Мосгордуму на фоне общего тренда на закручивание гаек тоже довольно показателен.

Поэтому противопоставление участия в муниципальных и федеральных выборах как альтернативных стратегий для оппозиции ошибочно и вредно. Поэтому очень важна та работа по подготовке к федеральной кампании 2016 года, которую в этом году начала Демократическая коалиция. И лично я всячески буду стараться этой работе помогать. При этом также важно внимание лидеров коалиции, лидеров общественного мнения, наше общее внимание к региональным и муниципальным кампаниям в следующем году (в т.ч. к выборам депутатов Законодательного собрания в Петербурге и муниципальным выборам в Москве, если мэрия решит провести их досрочно). Успешной может оказаться только такая комплексная стратегия.

Источник: