Меня не было в Москве 19-21 августа 1991 года. Я как раз 19 августа только приехал на море, а путь обратно оказался непростым, так что на перекладных я добрался до Москвы только 22 числа - к победе демократии. Может быть, поэтому я не чувствую такой личной связи с этими событиями, хотя, разумеется, эти события очень важны и ценны.
Помнить об этих событиях важно, но гораздо важнее помнить об их уроках, некоторые из которых по прошествии 25 лет достаточно очевидны.
Опыт августа 1991 года показывает, что российский народ способен на решительные массовые гражданские действия.
И в то же время он показывает, что разового гражданского порыва, в отсутствие опыта демократии, гражданского общества и традиции контроля общества над властью недостаточно.
Мне кажутся антиисторическими поиски конкретных ошибок той поры, позволивших, в конце концов, прийти к тому, к чему мы пришли. Все эти ошибки кажутся ошибками, которых можно было избежать, лишь постфактум. Чего бы кто ни хотел, мирный переход от советской системы не давал возможности провести люстрацию. Не было никого, кто мог бы быть субъектом ее осуществления.
Аналогично не было в тех условиях альтернативы персонализации демократических надежд в лице Ельцина. Тут играли роль и традиция единовластия в России, и сочетание Ельциным демократической риторики и номенклатурного опыта, и падкость общества на демагогические обещания молочных рек.
Не было у общества уважения к демократической процедуре, понимания стратегического приоритета этой процедуры по отношению к тактическому выигрышу "демократических" сил, что проявилось позднее в 1993-м и 1996-м году.
Так что, с одной стороны, можно согласиться с тем, что ГКЧП в каком-то смысле победил 25 лет спустя, а с другой, эта относительная победа стала органическим результатом состояния нашего общества. В ней некого винить и невозможно найти какой-то момент, когда история повернула "не туда".
Но эта победа временная и относительная. Никакой альтернативы демократии, свободе и конкуренции для России не существует, а прошедшие 25 лет, конечно же, изменили наше общество.
Даже и люди редко учатся на чужих ошибках - чаще на своих, а уж народы на чужих ошибках не учатся никогда. Нам необходимо было набить шишки и получить тот опыт, который Россия приобрела за эти 25 лет, чтобы в следующий раз не повторить тех же ошибок и встать на путь демократического развития уже окончательно.
Смотреть все же стоит вперед, а не назад, а будущее - за свободной и демократической Россией!