18 ноября председателем общественной наблюдательной комиссии Москвы, призванной осуществлять общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, был избран скандально известный председатель общественной организации «Офицеры России» Антон Цветков. Этот человек участвовал и в прошлом составе ОНК, но проявил себя исключительно провокациями и инициативами, направленными на поддержку в любой ситуации только сотрудников правоохранительных органов и подавление гражданских активистов.
Например, известность получил случай, произошедший в ноябре 2012 года. Тогда Цветков во время посещения активистов, задержанных на одной из акций протеста, оскорбил задержанных, спровоцировал конфликт и сам же написал на них заявление в полицию. В результате один из активистов был арестован на 15 суток за «мелкое хулиганство».
Тот же Цветков публично оклеветал Г. Каспарова, якобы применившего насилие к полицейским, требовал введения уголовного наказания за неподчинение действиям полиции.
В то же время о какой-либо деятельности Цветкова по защите прав каких-либо лишенных свободы граждан, за исключением сотрудников правоохранительных органов, ни общественности, ни его вынужденным коллегам по прошлому составу московской ОНК ничего не известно.
Назначение одиозного и скандального представителя силовых структур Цветкова главой московской ОНК стало закономерным итогом процесса формирования третьего состава ОНК как в Москве, так и в других российских регионах. В Москве, как и во многих других регионах, большинство комиссии — 23 из 40 ее членов – составили люди, так или иначе обслуживающие интересы силовых органов, контролировать которые и должна комиссия. Это и непосредственные представители силовых структур, возглавляемые А. Цветковым, и квазиправозащитники, возглавляемые В. Осечкиным, реализующим коммерческие проекты под видом защиты прав человека.
Фактический разгром ОНК Москвы и многих других регионов стал результатом многолетних усилий по подавлению реальной правозащитной деятельности общественных наблюдательных комиссий. Инструментами такого подавления были дискредитация правозащитников, фабрикация обвинений в правонарушениях, давление и угрозы. Внедрение в состав комиссий абсолютно чуждых правозащитной деятельности отставных надзирателей и других бывших сотрудников правоохранительных органов лишь наиболее очевидный компонент этих усилий.
Выхолащивание правозащитной деятельности ОНК — очередное проявление имитационной демократии, насаждаемой правящим в России режимом. В рамках модели имитационной демократии декларируемые демократические институты и механизмы на практике наполняются антидемократическим содержанием.
Мы требуем роспуска нового состава ОНК Москвы и формирования его заново с точным соблюдением установленной законом процедуры. Представителям силовых структур не место в ОНК. Мы намерены разработать и предложить поправки в законодательство, которые формализуют такой запрет.