Обсуждение истории освобождения Ходорковского сменилось дискуссией по поводу его личности: кем был, кем стал и чем отличается от (или похож на) Путина, Навального, Манделу. И на Эхе и в фейсбуке решается главное — что нам от него ожидать и на что надеяться. За эти годы Ходорковский стал, практически, культовой фигурой, поэтому иначе быть и не могло. Его освобожение всегда представлялось мегасобытием, а его дальнейшая роль — ключевой в борьбе за свободную Россию.
Но три вещи мне были понятны и ранее, а теперь, когда Михаил Борисович на свободе, кажутся особенно очевидными. 1. Надо дать человеку пожить нормальной, утраченной на 10 лет человеческой жизнью. 2. Можем ли мы, наконец, начать обходиться без вождизма и не искать Cпасителя. Не пора ли прекращать делать ставку на одного человека. 3 Ходорковский нам с вами ничего не должен.
Меня сильно настораживают заявления, делающиеся в слезливых статьях, к примеру, статья Красовского, о том, что увидев Ходорковского на пресс-конференции, человек сразу понял, что он его президент. Такой “выбор” президента чреват ровно тем, что мы сейчас и имеем. Не потому, что Ходорковский был бы плохим президентом, мы этого знать не можем. А потому, что ни от какого, даже самого блистательного кандидата в президенты на глаза не должны наворачиваться слезы умиления, волнения и чего бы то ни было другого. Это очень опасно. Конечно, слезы могут наворачиваться при виде человека, незаконно и долго страдавшего в застенках, но чрезмерная чувствительность – плохой советчик при выборе лидера страны.
Топтать Михаила Борисовича за некоторые неоднозначные высказывания тоже сейчас неверно. Он еще не во всем разобрался, не все понял. Ему нужно время. А нам нужно научиться не бросаться в экстримы. Be more grounded. То есть спокойней и вменяемей.
И рассчитывать только на себя.