Я так понимаю, что основным идеологическим расхождением между сопредседателями партии был вопрос о возможности «конструктивного взаимодействия» с Кремлем и, с другой стороны, о взаимодействии с двумя крупнейшими незарегистрированными партиями – «Народным Альянсом» (теперь уже Партией прогресса) и Партией 5 декабря. Позиция Рыжкова – за «конструктивное взаимодействие» с Кремлем и дистанцирование от «националиста» Навального и других «радикальных» оппозиционных организаций. В частности, Рыжков и его сторонники голосовали против выдвижения Алексея Навального на выборах мэра Москвы. Два других сопредседателя, Касьянов и Немцов, как и большинство членов политсовета РПР-ПАРНАС придерживались курса на создание предвыборных коалиций с «5 декабря» и «Народным Альянсом» для максимального объединения протестного электората. Собственно самый большой успех ПАРНАСа на региональных выборах – прохождение в Ярославскую областную думу (в Ярославле парнасовский список вообще получил от 10 до 20 % по разным участкам) – был достигнут именно в рамках трехпартийной коалиции (это, конечно, не основная составляющая успеха, но одна из). В такой же конструкции предполагалось провести в этом году выборы в Мосгордуму и муниципальные выборы в Петербурге.
Что касается взаимодействия с Кремлем, то здесь большинство политстовета РПР-ПАРНАС придерживалось выработанной еще с Маршей Несогласных твердой позиции – диалог с действующим авторитарным режимом возможен только по вопросам освобождения ВСЕХ политзаключенных, проведения полномасштабной политической реформы, отмены цензуры и другим основополагающим направлениям перехода от путинской автократии к демократическому правовому государству. Хождение Рыжкова в Кремль, участие в кремлевских валдайских форумах выходило далеко за рамки этой позиции и, как я понимаю, шло вразрез с официальной позицией РПР-ПАРНАС. При этом Рыжков, чья позиция по указанным вопросам не поддерживалась большинством политсовета партии, занимал должность ответственного секретаря партии, т.е. лица представляющего партию без доверенности, в т.ч. в отношениях с госорганами. В ответ на предложение ротировать должность ответственного секретаря Владимир Александрович покинул партию.
Вот таким образом видится эта история лично мне. Ключевой момент – это сохранение широкой оппозиционной коалиции на выборах осенью этого года в Мосгордуму и не только. Коалиция эта физически невозможна без РПР-ПАРНАС – единственной зарегистрированной партии, способной выдвигать оппозиционных политиков и гражданских активистов без предварительных условий и согласований с администрацией президента. Надеюсь, что у Рыжкова хватит выдержки не начать из мести топить свою бывшую партию. Но если не хватит, то мы окажем ПАРНАСу любую помощь, которая есть в наших силах. В общем, лучи поддержки коллегам из РПР-ПАРНАС в это непростое для них время! Надеюсь, что впереди у нас время общих побед.