О подготовке к выборам 2016 года

Марш за честные выборы

Сегодняшний отказ Мосгорсуда Партии прогресса в праве на участие в выборах — это, в общем-то, прозрачный намек Кремля на то, какая электоральная процедура ожидает нас в 2016-м году.

Будет очередной договорной матч со стандартным набором участников. Причем осознание этого договорняка придет к людям, как обычно, в самый последний момент: когда для единственной зарегистрированной независимой партии ПАРНАС введут новый заградительный барьер, список Яблока вычистят в администрации президента или снимут с гонки, как Явлинского в 2012-м, а нескольких одномандатников, собравших адским трудом по 15 тысяч подписей снимут из-за якобы высокого процента брака.

Можно сколько угодно фантазировать на тему кто и как объединится в «объединенный список», кто в нем должен занять первые и последние места, как этот список будет вести кампанию — но это увы фантазии. Сейчас нет речи о том, участвовать оппозиции в выборах или нет. Речь о другом — будут ли выборы как таковые (хотя бы в условиях нечестной и ограниченной, но конкуренции, как во время региональной кампании 2013 года) или будет их имитация с заранее известным результатом. И гипотетическая, хотя бы пятипроцентная возможность хотя бы отчасти конкурентных выборов 2016 года — это выдвижение и массовое продвижение требований честных выборов уже СЕЙЧАС, а не осенью 2016 года или вообще постфактум. Честные выборы невозможны, как минимум, без:

  • регистрации всех оппозиционных партий;
  • отмены подписных барьеров, муниципальных фильтров и введения равных условий регистрации для всех кандидатов от всех партий;
  • равных условий доступа к федеральным СМИ хотя бы во время избирательной кампании, т.е. отмена цензуры.

Если и обсуждать в конкретной плоскости какую-то стратегию наших совместных действий, то именно стратегию того, как вовлечь в политическую кампанию с данными требованиями тысячи наших активных сторонников и как убедить миллионы наших соотечественников эти требования поддержать. Иных разумных вариантов действий не предвидится. Труп врага сам мимо нас не проплывет, не тот случай.