В последнее время в среде радикальных оппозиционеров популярна мысль неучастия в выборах, потому что они насквозь нечестные и участие в них — это поддержка этой нечестности, поддержка легитимности нынешнего авторитарного режима и прочее. Многие из считающих так даже называют себя демократами и либералами, что, по-моему, вообще странно. Я совершенно с ними не согласен, а считаю, что мы должны приковывать к выборам максимальное внимание, повышать к ним интерес, участвовать в качестве кандидатов, наблюдателей и избирателей, и побуждать всех к такому участию.
Помимо конкретной власти и конкретных людей есть гораздо более фундаментальные вещи, отношение к которым куда важнее отношения к различным Путиным. Нельзя, критикуя чуровские махинации, отказываться от института демократических выборов вообще, который хоть и плохо работает, но есть в стране. Выборы плохие не потому, что мало людей ненавидит путина, а потому что мало людей понимает значимость выборов, потому что нет спроса на выборы, потому что политическая культура в нашем обществе на очень примитивном уровне находится, и я своей задачей вижу именно объяснять людям, что такое выборы, зачем они нужны, почему важно принимать в них участие, делать выборы популярнее.
Систему менять надо, а не власть. А основа системы — это общественное мнение, это уровень культуры, а не имя руководителей страны. Руководство страной — это лишь один из инструментов в формировании мнения, но не самоцель. И хоть этот инструмент и очень мощный, но как показала кампания Навального в Москве — мы можем очень эффективно менять мнение, доносить свою правду и свою идею, даже когда нам противостоит мощная административная машина.
Проблема нелюбителей выборов, наверное, в том, что они не видят для себя возможности победить на выборах. И нечестность выборов — это отличное для них оправдание. Если бы о нечестности заявляли люди, имеющие реально широкую публичную поддержку в обществе — нет вопросов. Но когда об этом говорят маргиналы, ни разу не пробовавшие обращаться к людям, не работавашие денно и нощно для того, чтобы донести свою позицию до общества, либо имеющие такие сумасшедшие идеи или нравы, что были обществом сразу восприняты соответственно, тогда эти заявления не вызывают ничего кроме жалости.
Мы привыкли к оппозиции с вечным диагнозом «импотенция». Теперь пора забыть это как страшный сон, теперь пришло время новой политической силы, новой оппозиции, которая готова общаться с народом вместо того, чтобы обивать пороги министерств по внутренней политике, выпрашивая мандатик в обмен на свою совесть, которая готова быть популярной, которая готова становиться властью.