Госдума хочет перенести выборы

Россия. Ханты-Мансийский автономный округ. 4 декабря 2011 года. Жители округа перед досрочным голосованием на забойном пункте Тынагота оленеводческого совхоза "Саранпаульский".  ТАСС/ Константин Веремейчик

В Госдуме увлеченно обсуждают перенос очередных федеральных выборов с декабря 2016 на сентябрь 2016 г. Должно быть, перенесут.

Собственно, констатацией этого факта можно было бы и ограничиться: внутренняя жизнь сообщества, которое населяет нашу т.н. «системную политику», представляет из себя зрелище унылое и бессмысленное. Большинство карт в колоде замусолены до такой степени, что трудно не только отличить шестерку от валета, но даже и разобрать цвет масти.

Проблема в том, что гражданам, которые понимают необходимость институциональных изменений в стране и продолжают в ней находиться, необходимо действовать, во-первых, как-то сообразуясь с окружающей действительностью, и, во-вторых, в соответствии со своими базовыми представлениями о том, как должна быть устроена нормальная политическая жизнь в современном государстве. Говорить, что вообще выборы важны, но вот сейчас они не имеют никакого значения, поскольку они и не выборы вовсе, — конечно, можно, но есть большие сомнения, что потом, когда это понадобится, у граждан внезапно появится вера в то, что вот именно теперь все будет по-другому.

Для того, чтобы убеждать потенциальных сторонников, что по-другому быть может, надо показывать это уже сейчас на собственном примере. Нечестные выборы (других у нас нет) предоставляют для этого достаточный повод. Праймериз, которые сейчас ведет демократическая коалиция в Калуге, Костроме и Новосибирске — это как раз про это. Публичное формирование списков кандидатов их потенциальными избирателями (а не партийным начальством из федерального центра) по понятным правилам — это тот самый пример, который показывает, что бывает и по-другому.

Любопытно, что вкус к открытой конкуренции весьма заразителен — даже когда речь идет об игре, как в проекте «Дождя» «Президент-2042». Тем более — в реальной жизни. Конфликты в истеблишменте из-за власти и влияния не могут слишком долго протекать в режиме пресловутой «борьбы бульдогов под ковром». То здесь, то там они прорываются на поверхность и становятся заметными в медийном пространстве. Кремлевские творцы внутренней политики настойчиво пытаются удержать все эти процессы в своих колбах и пробирках (интересующимся последними новостями на эту тему рекомендую погуглить слово «ОНФ»), но, вероятно, опасаются, что надолго их не хватит. Перенос выборов в Госдуму с декабря на сентябрь должен, по идее, облегчить им жизнь — летом все политические процессы притормаживаются, явка будет заведомо ниже, и, предполагая, что размер админресурса остается неизменным, можно сделать вывод о том, что обеспечить запланированный результат будет легче.

Насколько эти планы обоснованы, не в последнюю очередь зависит от способности других политических сил мобилизовать своих избирателей. То, что это в принципе возможно, показали выборы мэра Москвы в 2013 г. Удастся ли это в 2016 г. и если да, то кому именно?

На фото: Россия. Ханты-Мансийский автономный округ. 4 декабря 2011 года. Жители округа перед досрочным голосованием на забойном пункте Тынагота оленеводческого совхоза "Саранпаульский".
ТАСС/ Константин Веремейчик

Источник: