13 сентября в России состоялся «единый день голосования». Подведение итогов следует начинать с констатации очевидного факта, о котором большинство экспертов стыдливо забывает упомянуть: выборы не были свободными и честными. Кандидаты, способные успешно конкурировать с фаворитами власти, как правило, отсеиваются на стадии регистрации: в этот раз наиболее ярким примером стала Архангельская область, где к губернаторским выборам не был допущен объединенный кандидат оппозиции Олег Мандрыкин. Прорваться через бюрократические препоны, чтобы просто принять участие, оппозиционерам удается лишь на выборах нижних уровней, муниципальных и городских, — но и в этом случае их ставят в неравные условия, всячески препятствуя ведению агитации, используя силовой прессинг и т.д. Честность при собственно подсчете голосов в этих условиях имеет явно второстепенное значение, но и с ней проблемы. Достаточно сказать, что на 20 губернаторских выборах около половины путинских ставленников победили со "среднеазиатским результатом", более 80% голосов.
На последний факт стоит обратить особое внимание. Крайне маловероятно, что «так и было задумано»: как известно, проблемы опального хабаровского губернатора Фургала стали критическими, именно когда его рейтинг в крае стал стабильно превышать рейтинг Путина. Как будет реагировать Кремль на рекордные победы Никитина (Тамбовская область), Минниханова (Татарстан), Кондратьева (Краснодарский край), Дрозденко (Ленобласть) и других «чемпионов» - интересный вопрос на будущее.
«Единую Россию» как бренд Кремлю, похоже, уже не удержать. И если проигрыш «Родине» в Тамбове на фоне суперуспеха губернатора-единоросса следует объяснять, скорее всего, технологическими причинами, то в Томске и Новосибирске власть получила обидный щелчок по носу: «ЕдРо» существенно снизило свои показатели (в Томске —аж до 24%), к тому же в обе городские думы были избраны руководители штабов Навального, Ксения Фадеева и Сергей Бойко. Переформатирование легального политического поля, очевидно, задумано в преддверии очередных выборов в Госдуму, для чего на замену «ЕдРу» в АП выращивают новых гомункулусов, самый амбициозный из которых на данный момент — партия «Новые люди», которую гомерически смешно форсят звезды околокремлевского Телеграма. Впрочем, органическая неспособность путинских политических конструкторов к свободной конкуренции делает любой их креатив унылым, так что из всего этого выйдет максимум переиздание «Справедливой России» в новых декорациях (при том, что старая «Справедливая Россия», разумеется, никуда не денется и продолжит потихоньку коптить потолок с задних рядов Госдумы).
Несмотря ни на что, 13 сентября порядка 70-80 нормальных людей по всей России сумели победить и стать местными депутатами. Это огромный труд, неблагодарный и связанный с большими личными рисками, — но именно на таких людей вся надежда. Штабы Навального, «Объединенные демократы», региональные оппозиционные команды удерживают флаг, вокруг которого собираются смелые и талантливые люди, которые приближают нас к тому времени, когда Россия перестанет быть олигархической диктатурой.