Последний шанс для КС

Срок полномочий Координационного совета оппозиции первого созыва истекает. Итоги его деятельности, мягко говоря, не производят сильного впечатления. Но, как уже отметили некоторые, на это стоило бы закрыть глаза, если бы Совету удалось организовать новые выборы и обеспечить процедурную преемственность для своего нового состава.

К сожалению, значительная часть членов КС настолько разочарована итогами собственной деятельности, что едва не похоронила избранный десятками тысяч людей орган на своем последнем заседании. Скепсис сейчас, конечно, испытывают многие, но самороспуск КС и его волюнтаристский отказ от новых выборов был бы решением одновременно безответственным и самонадеянным.

Год назад я написал для «ЕЖа» ответы на часто задаваемые вопросы о КС. Теперь уже вопросы почти не задают, но некоторое количество типовых сомнений все же имеет место, поэтому я позволю себе продолжить именно в жанре Q&A.

1. КС ничего не смог добиться, зачем продолжать тратить на него силы и время?

Справедливое требование сменяемости власти следует обратить и к самим себе. Регулярная проверка статуса лидеров методом демократического голосования и возможность открытой конкуренции — это нормально.

Кроме того, объективная необходимость диалога между различными общественными силами несистемной опозиции никуда не делась. Если такой диалог не удалось наладить в приемлемой форме членам КС первого созыва, то это не означает, что такой задачи не существует вовсе или что ее невозможно решить никому.

2. Разве московская кампания Навального не показала наглядно значительно более эффективный способ действия?

КС — это инструмент альтернативной легитимности, гипотетическая институциональная угроза по отношению к режиму.

Несмотря на всю свою беспомощность, КС первого созыва сильно нервировал власть, которая стремилась направить протестную энергию в более понятное ей русло.

Любыми уступками власти в политической сфере (такими, например, как допуск к выборам Навального) надо пользоваться, но чтобы добиваться новых уступок, полезно сохранять напряжение, одним из элементов которого является сам факт существования КС.

3. КС не сделал ничего для облегчения участи узников по «болотному делу» — и даже своих собственных членов Гаскарова, Развозжаева и Удальцова, как можно после этого воспринимать его всерьез?

В этом вопросе имеет смысл различать персональные усилия членов КС — и, в зависимости от своей оценки, выстраивать отношение к разным членам КС индивидуально.

4. Вместо места для дискуссии между различными общественными группами КС стал ареной для бесконечных пикировок его наиболее радикальных членов. Это деморализует сторонников и дискредитирует оппозицию в целом.

КС — это не партия и даже не коалиция, поэтому частые столкновения полярных точек зрения в нем вполне допустимы. Вероятно, можно купировать наиболее одиозные формы конфликтов регламентными ограничениями, но, скорее всего, эти конфликты неизбежны.

5. Разочарование первым составом КС настолько велико, что теперь голосовать будет гораздо меньше людей.

Пока еще, пожалуй, есть некоторый шанс организовать новые выборы на достойном уровне, но для этого требуются, прежде всего, усилия наиболее авторитетных действующих членов КС.

6. Формат первых выборов был неправильным, отсюда и большинство проблем.

Формат первых выборов, вероятно, содержал немало ошибок, но он был результатом компромисса, без которого КС не состоялся бы вовсе. Сейчас есть возможность оптимизировать регламент выборов, наиболее актуальными представляются две меры:

полный или частичный переход к пропорциональной системе голосования (т.е. к конкуренции списков);

персональная привязка избирателя к кандидатам и обеспечение хотя бы элементарной обратной связи между избирателями и вновь избранными членами КС.

7. А может, все-таки закрыть этот КС к чертовой матери?

В любом случае следует провести голосование среди зарегистрированных избирателей. Если в нем примет участие менее половины тех, кто голосовал в прошлом году, то, как это ни прискорбно, придется признать, что концепция оказалась чересчур скомпрометирована неэффективной практикой первого состава КС.

КС на своем заседании в минувшую субботу нашел в себе силы сформировать рабочую группу по организации новых выборов. Ее возглавил мой коллега по Партии 5 декабря Сергей Давидис, приняв на себя нелегкую ответственность. Шансы на то, что Координационный совет оппозиции не канет в Лету, сохраняются.

http://www.ej.ru/?a=note&id=13319