Наиболее существенной претензий к полученному Партией 5 декабря отказу в государственной регистрации является сам факт такого отказа вместо предусмотренной законом приостановки государственной регистрации.
В финале своего уведомления Минюст сообщает:
Между тем, основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные пп. в) п.1 ст. 20 ФЗ «О политических партиях» (не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации политической партии) отсутствуют.
Наличие оснований для отказа, предусмотренных пп. а) и г) п.1 ст.20 ФЗ «О политических партиях» предполагает, согласно п.5.1 ст.15 того же Федерального закона, что:
В случаях, предусмотренных пунктами 1.1 и 2.1 статьи 20 настоящего Федерального закона, федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган принимает решение о приостановлении государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения до устранения оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца.
Все остальные претензии к замечаниям Минюста являются на этом фоне второстепенными, хотя замечания эти, тем не менее, в подавляющем большинстве случаев необоснованны, незаконны, а порой и абсурдны.
В целом текст Уведомления об отказе в государственной регистрации политической партии при создании, подписанный Директором Департамента по делам некоммерческих организаций В.А.Титовым, является ярким примером бюрократической предвзятости и пренебрежения к духу, смыслу и букве закона, проявлением порочного принципа всемерного ограничения прав и свобод граждан и максимального затруднения их реализации, исповедуемого органами власти РФ.
Данное замечание не соответствует фактическим обстоятельствам. В действительности, в каждом решении учредительного съезда, копии которых были представлены на рассмотрение Минюста, были представлены данные о представительстве делегатов на учредительном съезде партии 6 апреля 2014 г. с указанием общего количества делегатов и количества представленных ими субъектов Российской Федерации.
Следует особо подчеркнуть, что все решения учредительного съезда были составлены по форме, утвержденной приказом Минюста России от 31.03.2009 № 94 «Об утверждении образцов документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальный орган) для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения» (в ред. Приказа Минюста России от 02.11.2011 № 371).
В копии решений съезда об избрании состава Федерального координационного совета и Контрольно-ревизионной комиссии представлены данные рейтингового голосования за кандидатов. Такой способ формирования руководящих и контрольных органов законом не запрещен и ему не противоречит. Итоговые протоколы счетной комиссии были утверждены большинством делегатов съезда и, хотя предоставление копий этих решений съезда для целей регистрации и не предусмотрено законом (формы решений, утвержденные приложениями №4 и №5 к Приказу Минюста от 31.03.2009 №94 предусматривают предоставление данных только о результатах тайного голосования) , данные о результатах открытого голосования по утверждению итоговых протоколов могли быть и могут быть предоставлены по запросу Минюста.
Данное замечание, в сущности, является не более чем констатацией факта, не имеющего какого-либо правового значения. Ни одним нормативным актом не предусматривается обязанность каждого делегата принимать участие в каждом голосовании. Для принятия решения согласно уставу партии и закону достаточно соответствующего большинства голосов за то или иное решение.
Как было указано выше, решения учредительного съезда были составлены по форме, утвержденной приказом Минюста России от 31.03.2009 № 94 «Об утверждении образцов документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальный орган) для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения» (в ред. Приказа Минюста России от 02.11.2011 № 371). Отсутствие тех или иных атрибутов на прочих представленных документах не делает их недействительными.
Согласно статье 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), решение собрания ничтожно в случае, если оно:
1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
2) принято при отсутствии необходимого кворума;
3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Ни одного из указанных изъянов в представленных документах нет.
Согласно статье пп.4) п.1 181.4 ГК РФ изъяны в оформлении протоколов собраний могут служит основанием для признания решений недействительными только в судебном порядке, да и то только в случае если «допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2)».
Правило о письменной форме составления протоколов нарушено не было, существенных нарушений при составлении протоколов также допущено не было, а если бы они и были, то они не были оспорены заинтересованными лицами и не существует судебного решения, которое бы признало эти решения недействительными.
Данное замечание не является обоснованным, поскольку в протоколе заседания Координационного Совета регионального отделения Партии в Московской области содержатся сведения о том, что в состав Координационного совета было избрано 3 человека, из которых присутствовало 2 человека: Председатель заседания Ходьков Ф.С., секретарь заседания Шевяков Д.Д. Эти же лица указаны в качестве выступавших на заседании, они же подписали протокол в качестве Председателя и Секретаря.
Данное замечание не является обоснованным, поскольку к Протоколу общего собрания регионального отделения Партии во Владимирской области приложен список членов регионального отделения во Владимирской области по состоянию на 24.09.2014 г. , содержащий сведения о 4 членах партии.
Данное замечание необоснованно, так как приведенная норма закона не содержит требования существования контрольно-ревизионного органа первичного отделения, а Устав Партии 5 декабря его не предусматривает.
Данное замечание необоснованно и даже абсурдно, так как КСРО не обладает полномочиями осуществлять государственную регистрацию юридических лиц и вносить сведения в ЕГРЮЛ, а Устав такими полномочиями КСРО не наделяет.
Данным пунктом Устава реализуется предусмотренная нормой закона, на которую ссылается Министерство Юстиции, возможность наделения правом юридического лица иного структурного подразделения политической партии.
Данное замечание необоснованно, так как не основано на требованиях закона. Ст. 21 ФЗ «О политических партиях», содержащая требования к Уставу политической партии, не содержит требования указания в Уставе политической партии того, какие именно вопросы требуют присутствия всех членов руководящих органов партии и ее региональных отделений.
Данное замечание необоснованно, так как пункт 5.2 статьи 5 Устава Партии устанавливает срок, в течение которого решение о приеме должно быть принято и оформлено руководящим органом РО и или ФКС, в случае, если оно принимается этими органами. Данный пункт Устава не наделяет руководящий орган регионального отделения и ФКС исключительными полномочиями на принятие решения о приеме в члены Партии.
Полномочия по приему в члены Партии распределены между органами Партии и ее структурных подразделений в соответствии с п.5.1 Устава:
5.1 Прием в члены Партии осуществляется на основании личного письменного заявления вступающего, подаваемого по месту постоянного или преимущественного проживания в местное или региональное отделение Партии.
В случае отсутствия на соответствующей территории местного и регионального отделения заявление о вступлении в Партию подаётся в Федеральный координационный совет или уполномоченный им орган.
Нарушение обычая делового оборота отсутствует среди указанных в ч.1 ст.20 ФЗ «О политических партиях» оснований для отказа в государственной регистрации политической партии.
Указанное обстоятельство отсутствует среди указанных в ч.1 ст.20 ФЗ «О политических партиях» оснований для отказа в государственной регистрации политической партии.
Выявление той или иной информации при помощи автоматической службы проверки документов, равно как и утрата или истечение срока действия паспорта члена партии в период после подтверждения этим паспортом его личности при регистрации в качестве участника собрания отсутствуют среди указанных в ч.1 ст.20 ФЗ «О политических партиях» оснований для отказа в государственной регистрации политической партии.
Блок замечаний Министерства Юстиции, связанный с изменениями в ГК РФ, вступившими в силу с 01.09.2014 г., — единственный, который можно рассматривать как не лишенный оснований. Однако и он мог послужить поводом лишь для приостановки регистрации, но не для отказа.
Отказ в государственной регистрации Партии 5 декабря будет обжалован в суде.