На днях Министерство экономического развития согласовало с правительством РФ снижение беспошлинного порога стоимости онлайн-покупок в зарубежных магазинах. Теперь, если вы приобретаете товары на сумму более 150 евро, придется платить дополнительный таможенный сбор размером 30% от цены покупки. Ранее беспошлинный порог составлял ультралиберальные 1000 евро — по этому показателю Россия была на первом месте в мире, что, несомненно, способствовало быстрому росту трансграничной интернет-торговли.
Действительно, даже если вы сами еще ничего не покупали на зарубежных торговых мегапорталах, то найти такого человека среди своих знакомых почти наверняка не составит труда. В качестве эксперимента я написал пост на эту тему в своем FB и получил за час около 50 комментариев, тон которых не оставляет сомнений — тема более чем жизненная и затрагивает интересы значительного количества российских интернет-пользователей.
Снижение беспошлинного порога лоббирует Ассоциация компаний интернет-торговли (akit.ru), в которую входят основные продавцы российского рынка (Эльдорадо, М`Видео, Enter, KupiVip, российский eBay и другие). Таким образом они хотят, во-первых, ограничить недобросовестных (по их мнению) конкурентов — мелких оптовиков, покупающих под видом физлиц китайские и другие товары для перепродажи на внутреннем рынке, и, во-вторых, мотивировать сограждан покупать не на иностранных, а на российских сайтах. Разумеется, все это сопровождается риторикой о защите интересов потребителей, которые, покупая за рубежом, рискуют получить товар с большим опозданием, низкого качества, а то, может быть, и вовсе не получить.
Для обоснования своей позиций АКИТ заказала исследование в Высшей Школе Экономики, бесхитростный релиз о котором украшает официальный сайт уважаемой ассоциации. Первый вопрос исследования в релизе сформулирован следующим образом:
Действительно ли товар, заказываемый в иностранных интернет-магазинах, значительно дешевле, чем в отечественных?
При такой постановке вопроса нетрудно догадаться, что ответ на него звучит следующим образом:
Нельзя утверждать, что российские интернет-магазины дороже/дешевле зарубежных интернет-магазинов из-за большого разброса цен между магазинами внутри каждой группы магазинов (российских, американских, европейских, азиатских).
Пользуясь случаем, восхитимся научными талантами авторов исследования (на титуле значится имя первого проректора НИУ ВШЭ В.В. Радаева). Следует заметить, что эксперты провели достаточно обширную работу по сбору и анализу информации о ценах на различные группы товаров и добросовестно опубликовали ее в полной версии доклада.
Скажем, график «Динамика цен на смартфон Apple iPhone 5 16 Gb (черный)» наглядно подтверждает приведенный в предыдущем абзаце основной вывод исследования: «Нельзя утверждать, что российские интернет-магазины дороже/дешевле зарубежных интернет-магазинов» — но не менее наглядно он показывает, что зато это однозначно можно утверждать (сюрприз!) при сравнении российских магазинов с китайскими.
Еще одна существенная цифра, представленная в докладе, — стоимость 45% трансграничных заказов, по данным Почты России, не превышает 100 евро (и еще 41 % — не превышает 500 евро). По мнению экспертов из ВШЭ, нацеленных на борьбу с мелким оптом (т.е. с конкурентами заказчика), это серьезный повод для «усиления контроля за покупками физических лиц со стороны почтовых компаний и платежных систем в целях предотвращения коммерческой деятельности». Как это будет осуществляться на практике, мы узнаём из новостей: например, адрес на посылке должен соотвествовать адресу регистрации в паспорте получателя товара, ограничения по весу посылки и т.д.
Объем трансграничной торговли в 2013 г. авторы доклада оценивают в 100-120 млрд. руб., причем по сравнению с предыдущим годом эта цифра удвоилась. Неудивительно, что АКИТ и правительство проявляют такую оперативность: грубо говоря — есть, что делить.
Но, собственно, что изменится после принятия новых правил? Мелкие оптовики, вероятно, переориентируются на другие способы серого импорта, включая старый добрый челночный туризм, и с удовольствием присоединятся к предоставленному крупными ритейлерами поводу повысить розничные цены. Часть увеличившейся маржи получит государство в виде новой пошлины. А пострадают, разумеется, конечные потребители, которые должны будут платить больше. К слову, согласно все тому же исследованию ВШЭ, главной причиной обращения к иностранным продавцам является не цена, а значительно более широкий ассортимент товаров.
Обращает на себя внимание и тот факт, что довольно быстро появились общественные инициативы по противодействию ограничениям интернет-торговли. Наибольшую активность проявляют Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) и политтехнолог Ярослав Греков, которые несколько неожиданно предлагают обратиться в ВТО, а также бойкотировать eBay и PayPal (логика в том, чтобы придать конфликту международный размах). Впрочем, пишут об этом и Плющев, и Доренко, и Спутник&Погром, и даже Божена Рынска. Столь эклектичный характер «движухи», вероятно, может смутить, но факт остается фактом — ограничения интернет-торговли неудобны российским потребителям.
Стремление государства регулировать все подряд наряду с его уже эпической коррумпированностью вызывает однозначное отторжение. Вопрос только в том, как именно организовать защиту собственных интересов.