Болотная и Майдан: две политические культуры

В ближайшую пятницу, 21 февраля, в Замоскворецком районном суде огласят приговор восьми узникам 6 мая. Кумиры творческой интеллигенции и оппозиционные политики призывают москвичей придти на суд. Оправдательного приговора не ждёт никто.

Одновременно с этим соцсети полны новостей из Украины: там уже освобождают задержанных ранее на Майдане активистов, один из лидеров оппозиции отказался от поста премьер-министра, возобновились уличные бои.

Когда Евромайдан только начинался, русскоязычная публицистика была полна сопоставлениями протестов Болотной-Сахарова и текущих событий на Украине. Теперь на эту тему уже не пишут – всем стало понятно, что между Майданом и Болотной больше различий, чем сходств. Оснований для сравнения почти не осталось, речь идёт о принципиально разных политических культурах.

Собственно, сам факт непрерывного стояния на Майдане тысяч украинцев, последовательность протестующих в отстаивании собственных требований вне зависимости от политической конъюнктуры разбивает в пух и прах все построения имперских пропагандистов. События этой зимы неопровержимо доказывают существование на Украине людей с принципиально отличным от российского мировоззрением.

После первой попытки силового разгона Майдана мои знакомые киевляне писали в своих блогах, что это точка невозврата. Они хорошо усвоили опыт Белоруссии и России: если позволить власти насильственно разгонять митингующих, то страна быстро превращается в полицейское государство. С тех прошло больше месяца: Янукович всё ещё президент, но и Майдан всё ещё стоит. К сожалению, москвичам до такого уровня политической культуры ещё расти и расти.

Казалось бы, митинговавших на Болотной-Сахарова и майданящих в Киеве объединяет недоверие к собственным политическим лидерам. В обоих случаях многие протестующие занимают более радикальную позицию, чем то, что говорят политики со сцены. Но украинцам удалось заставить лидеров их оппозиционных партий выходить на Майдан, депутаты стояли живыми цепями между митингующими и силовиками. Ничего подобного в России пока не происходило…

Вообще, любое общественное движение не должно слишком сильно зависеть от собственных лидеров. Потому что лидеров всегда немного: их можно запугать или купить, бросить за решётку или просто убить. Сила Майдана в самоорганизации: когда нет очевидных лидеров, то и «сливать протест» некому.

Сегодня историю протеста Болотной-Сахарова в России и ЕвроМайдана на Украине объединяет прежде всего замалчивание этих тем основными прокремлёвскими СМИ. Обе эти темы болезненны для российского общества: «узники 6 мая» сидят уже два года – и никто пока не придумал, как их освободить, а Майдан всё стоит и стоит – такая сила воли молодой украинской нации может стать примером для русских, чего панически боится путинская администрация.

Никто не знает, чем закончатся события на Майдане. Как и никто не знает, когда «болотные узники» выйдут на свободу. Но никто не сомневается, что опыт двух протестов, очевидно, будет полезным для граждан и России, и Украины.