«Эффективный менеджмент» в образовании: внимательно следите за руками

Развернувшийся в начале октября конфликт вокруг финансирования семейной формы обучения – это полигон, на котором власти отрабатывают очередную технологию отъёма денег у населения.

Сразу же после «выборов» мэра Москвы политика столичного руководства в социальной сфере резко поменялась: жителей теперь даже не пытаются уговаривать и задабривать обещаниями, а начинают сразу с оскорблений. Судя по всему, уже в ближайшие месяцы стране предстоит потуже затянуть пояса, и в мэрии не знают, как объяснить многочисленным жителям московских новостроек отсутствие мест в детских садах, школах и поликлиниках.

Вице-мэр Москвы (отвечающий за социальную политику) Леонид Печатников выбрал явно неудачную риторику: «Мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда родители полученные средства тратили на алкоголь или другие нужды, а не на детей. В результате подрастающее поколение не получало никакого образования». Вообще-то, алкоголиков нетрудно найти в любом социальном слое российского общества. Такими аргументами можно «обосновывать» отъём денег у кого угодно. Например, член СовФеда Валентина Матвиенко рассказывала, что в её бытность вице-премьером иногда неделями не удавалось вытащить некоторых губернаторов из запоев. Так что, развивая подход г-на Печатникова, можно смело лишать финансирования всех губернаторов, а заодно и мэров с вице-мэрами.

Но заявления чиновника любого уровня – это не источник права вовсе. На каком же основании столичный департамент образования разослал по школам города инструкцию «исключить из контингента обучающихся» детей на семейной форме обучения? Оказывается, подходящая дыра нашлась в принятом минувшим декабрём «взбесившемся принтером» новом законе «Об образовании». Там вообще ничего вразумительного о финансировании семейной формы обучения не написано.

Естественно, многие видели недостатки этого закона ещё до его принятия. В частности, подавляющее большинство экспертов указывало на отсутствие внятно прописанной финансовой ответственности государства за реализацию конституционного права на образование. Тогда мнение экспертного сообщества было полностью проигнорировано. А ведший в ту пору заседание комитета по образованию Госдумы заместитель председателя Бурматов из «Единой России» решительно отклонял все поправки к закону как поданные независимым профсоюзом «Учитель», так и лояльными Кремлю ФНПРовцами.

Распространенно заблуждение, что принятые нынешней Госдумой законы грозят только репрессиями для оппозиции. Между тем, популярный нынче тренд на снятие финансовой ответственности государства в социальной сфере вскоре коснётся всех. Когда в процессе принятия закона «об образовании» московский «Союз школ» в своём открытом письме обратил внимание на проблемы школ «с особыми образовательными потребностями», чиновники обещали подзаконными актами подправить закон и замораживали финансирование. Теперь бюджет на образование сокращается, а потому и с родителями детей на семейной форме обучения даже не пытаются сесть за стол переговоров.

Можно уверенно предполагать, что вице-мэр Печатников вскоре внезапно обнаружит алкоголиков и «нецелевую трату средств» среди многих других групп бюджетников: денег не хватает, ограничивать коррупцию нынешний режим не способен органически. Значит, у власти остался один метод – сокращать финансирование и «переводить стрелки», т.е. стравливать между собой различные социальные группы. Это всё очень печально.