Включение Кургиняна в конфликт вокруг судьбы Российской академии наук сформировало принципиально новый расклад в политическом пространстве страны.
Впервые в новейшей истории России нашёлся вопрос, по которому сложилось общее мнение у столь разнородных частей российского общества.
Давайте перечислим лишь небольшую часть политических сил, которые уже высказались в защиту Академии: КПРФ (левые), НДП (националисты), партия 5 декабря (либералы), Навальный, а теперь и Кургинян. Получается ещё более пёстрый и разнородный список, чем состав участников митингов 2011-12 гг. на Болотной и Сахарова. В итоге, борьба за сохранение в России самоуправляемой Академии наук становится платформой для формирования широчайшей в новейшей политической истории страны оппозиционной коалиции.
В четверг, 26 сентября утром в администрацию Путина принесли более 120 тысяч подписей в защиту РАН, а уже на следующий день Путин подписал закон о ликвидации национальной академии наук. Такова цена мнения более, чем сотни тысяч граждан страны. Значит, для борьбы с системой личной власти одного человека выстроится невиданное доселе общественно-политическое движение, объединённое на платформе совместной защиты Российской академии наук от рейдерства «эффективных менеджеров» и дачного кооператива «Озеро».
Понятно, что среди академических учёных широко распространено как неприятие тех или иных политических сил, так и всего политического измерения в целом. С другой стороны, многочисленные письма, начинавшиеся с обращения «глубокоуважаемый Владимир Владимирович», не оказали вообще никакого эффекта. Так что научные сотрудники институтов РАН оказались в политической оппозиции к Путину просто по факту (и вне зависимости от собственных убеждений) – именно Путин и принял решение о ликвидации Академии.
Вообще, нынешний российский режим сумел настроить против себя все те части общества, на которые разумное государство хотело бы опереться в первую очередь. Российская интеллигенция уже не простит путинскому режиму узников 6 мая. Сообщество академических учёных на наших глазах превращается из крайне аполитичного в резко оппозиционное. Наконец, соцопросы на «выборах» мэра Москвы показали, что столичная молодёжь эту власть не поддерживает категорически.
Печально, конечно, что поводом для объединения российского общества становится защита академической науки от одичавшей феодальной элиты. С другой стороны, чем раньше такие непохожие друг на друга и имеющие столько взаимных претензий части общества, как сторонники КПРФ, Навального и Кургиняна научатся уважительному диалогу и сотрудничеству, тем быстрее завершиться период падения российского общества и начнётся долгожданный подъём.