Совет Федерации одобрил закон, который в прессе почему-то называется законом о резиновых квартирах. Нет сомнений, что скоро его подпишет и президент. Закон этот вроде как должен послужить ответом на факты фиктивной регистрации множества людей в одной квартире или проживания в квартире множества лиц без регистрации. Однако уже неоднократно отмечалось, что регулировать эти вопросы можно было и без этого закона (Административный кодекс регулировал все эти вопросы, а также существовали участковые, ФМС, санэпиемстанции, паспортные столы и пр.) . Вопрос не в законах, а в коррупции, которой никакие законы не писаны. Так что говорить о каких-то серьезных последствиях для реальных правонарушителей не приходится – скорее объем взяток увеличится. А вот проблем у законопослушных граждан, которые перемещаются по стране – прибавится.
Законы, которые пачками принимает нынешняя Государственная дума, с трудом пригодны для исполнения. Сегодня законотворчество имеет совершенно другую функцию и рассматриваться должно именно с ее учетом. Для чего же пишутся сегодняшние законы – не работающие, но очень экспрессивные? Очевидно – для идеологического позиционирования государства. И закон о резиновых квартирах из их числа. И здесь он напрямую касается вопросов, как ни странно, межнациональных отношений!
В разнообразных стратегических документах и выступлениях представителей власти неоднократно заявлялось о приоритете строительства в России гражданской нации. Что-то типа американского nation – в которой этнический компонент – становится делом сугубо индивидуальным и необязательным. Nation – это главная идентичность и главный цемент для укрепления здания страны и государства. Однако слова о гражданской нации пока не подкрепляются реальными законопроектами. По крайней мере, закон о резиновых квартирах имеет вектор обратный: разъединение и разобщение. Ведь новый закон направлен не только на борьбу с перенаселенностью квартир или с мошенниками, занимающимся фиктивной регистрацией. Главное – это борьба с мобильностью граждан России внутри страны. Мол, живите у себя в Иванове и даже переезд в Урюпинск государство не одобряет.
Подчеркну, не стоит думать, что этот закон сможет отменить более серьезные экономические механизмы, которые регулируют внутреннюю миграцию. Однако он четко обозначает идеологический тренд: назад к оседлости, никаких переездов, а значит - никакого общения, в том числе межнационального.
Конечно же, так проще: пусть чеченцы сидят в Чечне, а коми – в Республике Коми. Меньше головной боли и меньше межнациональных конфликтов. Не надо проводить этнологические мониторинги, не надо реформировать коррумпированные силовые органы, не надо улучшать образование и внедрять интеграционные механизмы. Каждый народ — в своем углу и с другими не общается.
Такая позиция тоже имеет право на существование. И недаром ее придерживаются многие националисты: как русские, так и не очень. Однако националисты не заявляют, что хотят сконструировать в России гражданскую нацию. А вот власти это декларируют, но потом почему-то делают нечто совершенно противоположное. Столь противоречивое поведение порождает закономерный вопрос: а есть ли на самом деле у нынешних властей реальные цели, реальная стратегия, а главное - реальное понимание, как все это реализовать? Или идеологические представления этих людей такие же резиновые, как и квартиры, с которыми они якобы борются?