С приемными родителями, которым московские власти перестали выплачивать деньги, мы встретились 10 марта в кафе на Миусской, за пару часов до круглого стола в Общественной палате. Впрочем, этими родителями были только мамы. У каждой своя история усыновления детей из разных российских регионов. У каждой не по одному ребенку. И у каждой ребенок с особенностями.
«Только на массаж у меня уходит около 40 тысяч рублей в месяц, а от государства я получаю только 3 памперса в день», — рассказывает Светлана, которая взяла в свою семью девочку 4 лет накануне ее перевода в интернат для инвалидов в далеком российском регионе. Девочка за полгода в семье начала говорить и ползать. «А в доме ребенка, — уточняет мама, — ей не сделали ни одной медицинской процедуры, кроме прививок!». Сейчас Светлане приходится все свое время посвящать маленькой Оле и еще одному приемному ребенку. Работу пришлось бросить, живут они только на зарплату мужа.
Мамы были настроены самым решительным образом. Все они — молодые, образованные женщины, и прекрасно понимают, что постановление № 932-ПП., которое приняло московское правительство 23 декабря 2015 года, нарушает их собственные конституционные права, а главное — права их приемных детей. Согласно этому документу, теперь право на столичные выплаты имеют лишь те родители, которые взяли ребенка с постоянной московской регистрацией, а детей, привезенных из других регионов, московские власти отныне игнорируют.
Некоторые из мам уже получили официальные отказы от опек, у некоторых — опеки месяцами тянут время (а родители, соответственно, не получают материальной помощи). Но самое поразительное, что московское ФМС отказывает родителям в постоянной регистрации приемных детей даже в тех случаях, когда родители являются собственниками жилья! И даже если ребенок родился в Москве. В итоге приемные дети — где бы они ни родились — остаются без постоянной регистрации где бы то ни было. Ведь в регионе, откуда они приехали, вообще никакой регистрации нет.
Многие готовились к тому, что все чиновники в Общественной палате встанут на сторону Собянина и московской ФМС. Но, к удивлению, мы нашли неожиданных союзников в лице ... федеральных чиновников! Так, представитель министерства образования РФ Ирина Романова назвала постановление московского правительства антиконституционным. Романова сказала, что не понимает, почему Москва принимает такие решения, ведь Конституция предусматривает равные права для всех детей. И, кроме того, никто не отменял право граждан на свободное передвижение. Проблема, считает Романова, связана с неверной трактовкой понятия «постоянное местожительство». По ее словам, по закону оно определяется не только постоянной регистрацией. И на этот счет есть даже разъяснения Конституционного суда.
С ней согласился и представитель ФМС, который тоже сослался на Конституцию и на неправильную трактовку понятия постоянного местожительста. Однако он не смог прокомментировать причины, по которым их столичное подразделение и предоставляет постоянную регистрацию приемным детям и посоветовал «писать жалобы» по каждому конкретному случаю.
Московские чиновники защищались, как могли. Замруководителя департамента труда и социальной защиты населения Москвы Алла Дзугаева заявила, что ресурсов Москвы на всех прибывающих детей не хватит. Чиновники из соцзащиты привели пример: в год Москва тратила на приемные семьи с родителями или детьми-немосквичами более 2 млрд рублей. Теперь эти средства удалось сэкономить. По словам чиновницы, в Москве своих сирот становится все меньше, а приезжих все больше.
Появление постановления московские власти оправдывают тем, что московские власти стремились побыстрее устранить противоречия между федеральным законом № 48 «Об опеке и попечительстве» и законом Москвы № 12. И вообще, мол, виноваты не они, а федеральное законодательство. И что теперь, когда они увидели, что происходит, они создали рабочую группу, которая обсудит законодательные предложения в федеральные законы.
Я задала вопрос, почему московское правительство вместо того, чтобы выступить с законодательной инициативой, сходу приняло антиконституционное постановление. На что первый заместитель руководителя департамента соцзащиты населения Москвы Ольга Грачева заявила, что она московские власти кто-то давил и требовал быстро убрать противоречия в законах из-за того, что эти противоречия усиливают риск коррупции. А для решения проблем конкретных родителей московские власти уже создали специальную комиссию.
То есть принять антиконститционное постановление,а потом в ручном режиме восстанавливать конституционные права граждан — это, конечно, не создает пространства для коррупции?
Что-что, а тратить с размахом деньги московские власти умеют: дорогостоящие праздничные салюты, снос ларьков, ежегодная замена некачественно уложенной плитки, новогодние подарки советникам управ, пресловутые велодорожки. Теперь у столичных чиновников за счет детей появились пара лишних миллиардов на очередные непрозрачные траты.
А у родителей появилась решимость защищать свои права. Ведь именно они решают такую важную, я бы сказала, одну из первостепенных задач государства — уничтожения сиротпрома, жестокой и бесчеловечной системы детских домов. У каждого ребенка должна быть семья — это аксиома. Но воспитывать сложных детей или сразу много детей-сирот без финансовой и прочей поддержки государства просто невозможно. Но московские власти не понимают таких простых вещей, они оперируют цифрами бюджета, а не представлениями о правах человека и человечности.
По итогам встречи мы с приемными родителями решили готовить коллективный иск в Конституционный суд, и приглашаем всех пострадавших от вышеупомянутого постановления к нам присоединяться.