Фото ТАСС / Сергей Фадеичев
Законопроект № 120505-7 о сносе домов («О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации- городе федерального значения Москве») парадоксальным для находящихся во власти людей образом привел к резкому и массовому росту гражданского самосознания практически по всем районам Москвы. Дело в том, что закон больше похож на механизм по экспроприации чужого имущества. Он нарушает Конституцию, Гражданский, Жилищный, Гражданский процессуальный кодекс, — все базовые законы. Эти противоречия легко могут не заметить в Госдуме, но теперь их отказываются игнорировать граждане.
Реновация vs базовые права
Прежде всего, проект нарушает одно из базовых прав человека — право частной собственности, гарантированное Конституцией РФ. Никто не имеет права ее покупать, продавать, уничтожать без инициирования этого процесса самим собственником.
И речь идет не только о жилье. Законопроект, по сути, прекращает и право частной собственности на землю. Согласно Земельному кодексу, собственники квартир в многоквартирном доме владеют еще и землей под этот домом. А в Москве это огромные деньги.
При этом на компенсацию теряемого имущества рассчитывать не приходится. Законопроект такой возможности не дает. Как, впрочем, не предусматривает он и предоставление равноценного жилья: только равнозначного — метр в метр, да еще и зачастую в более дешевом (соседнем) районе. А если учесть, что законопроект позволяет нарушать при новом строительстве санитарные и инженерные правила и нормы (что влечет за собой нарушение прав на здоровье и безопасность), то ни о какой справедливости говорить не приходится.
Одновременно с этим в законопроекте присутствует запрет на судебную защиту для переселяемых собственников, гарантированную Конституцией. Предположим, собственник получает уведомление о сносе его дома, в нем предлагается единственный вариант переселения. Гражданин отказывается, и чиновники подают в суд. Суд лишает гражданина частной собственности, при этом решение первой инстанции «обжаловать нельзя». В дом приходят приставы, все громят, а людей насильно выселяют. И что дальше?
Перефразируя знаменитую фразу, приписываемую Достоевскому, если закона нет, то все дозволено. Закон о сносе домов открывает «ящик Пандоры»: теперь по воле чиновников можно лишать человека его собственности, привычной среды обитания и высылать в произвольное место. Отсюда один шаг до крепостного права!
В то время, как людей, запостивших картинки в соцсетях, судят чуть ли не за «подрыв основ конституционного строя», на самом деле подрывают основы конституционного строя депутаты, которые принимают законы, нарушающие Конституцию.
А ведь в том же основном законе (ст.55) говорится, что любые законы, которые нарушают права человека и Конституцию, являются незаконными. Конституция — закон прямого действия. Незаконным законам мы вправе не подчиняться, это наше базовое право. И хотя большинство москвичей, которые сегодня поднялись на защиту своей собственности, еще не очень осознают это, они по сути являются гражданами, которые поднялись на защиту государства.
Сносу нет
В майках с таким названием вышли на митинг в Москве активисты стихийно образовавшегося движения против сноса. Движение не имеет никакого центра, оно носит сетевой характер и активно действует во многих районах Москвы.
Кто-то сказал, что у наших властей есть тайный план по формированию гражданского общества России, и они его с успехом реализуют. Каждый день мне звонят человек по пять, которым я рассказываю, что такое собственность, что такое права человека, и что они не крепостные. Моя соседка, которая раньше поддерживала Путина, сейчас стала драйвером антисносного движения в нашем квартале. «Все повторяется. Опять вся власть — Советам, только теперь — советам домов», — говорит она теперь. Еще год назад нельзя было представить, чтобы люди в субботу утром по собственной воле пошли на собрание жителей и, стоя на холоде, тщательно записывали алгоритм действий для проведения общего собрания собственников.
В мире правит диалектика: безумные законы и насилие в результате приводят к улучшению общества, потому что общество начинает насилию сопротивляться. Что мы видим в результате появления все более масштабной коррупции и нарушения прав людей: повышение юридической и политической грамотности, активности, вовлеченности людей в свою судьбу, жизнь общества, более осознанное участие в политике, повышение ресурса общественной деятельности, которая становится главным катализатором общественных изменений.
Причиним добро
Власти явно недооценили, что люди уже по-другому воспринимают и свою собственность, и свои права. Многие квартиру не просто приватизировали, а купили, платят по 10 лет ипотеку. Человек сам выбирает себе место, окружение, качество среды.
Я смотрю реестры разных домов и вижу, что там, где квартиры куплены, а не приватизированы, жители гораздо более активны. Сегодня у народа есть потребности не только материальные, но и те, которые связаны с достоинством, выбором, свободой. Одно из проявлений свободы — жить там, где выбрал ты.
Представители власти часто этого не понимают, демонстрируя советский подход к выселениям, переселениям, депортации. Так наших родственников выселяли с Остоженки — в Люблино, с Арбата — в Ясенево, а калмыков, немцев, финнов, чеченцев, ингушей, татар депортировали целыми народами.
Нынешние власти — прямые наследники тех времен — считают, что это нормально и, вероятно, недоумевают по поводу антисносной активности: «Мы им хотели добро причинить, а они недовольны». Когда после заявления Собянина о сносах в Тимирязевский район приехали префект Северного округа, люди его, мягко говоря, встретили недружелюбно. Он же не понимал, почему так происходит.
До недавнего времени те, кто засел наверху, почти не трогали людей. Широким массам даже доставались крохи с нефтяных доходов, и они были довольны. Сейчас, когда в стране кончается сырьевой ресурс, люди, привыкшие к огромным и по сути халявным деньгам, начали искать ресурс в людях. Но когда угрожают безопасности, базовым потребностям людей, ресурс самоорганизации, правосознания вдруг неожиданно начинает срабатывать.
Первой «ласточкой» стал протест дальнобойщиков после введения системы «Платон». Оказалось, что когда затрагиваются материальные интересы людей, у них обнаруживаются и ресурс для самоорганизации, и повышенная взаимовыручка. Опасения людей, что их могут лишить жилья, тоже могут помочь им сплотиться.
Это все не может продолжаться вечно. История имеет свои законы, человечество движется к гуманизации, демократизации, эмансипации, участию людей, распределению власти между большим количеством граждан. Grassroots (корни травы) — выражение, описывающее инициативу «снизу», довольно точно передает суть этого движения. Чем больше закатывают корни травы в асфальт, тем больше сил она копит. Человек так устроен.