Женщины как лицо оппозиции

Юлия Галямина, российский общественный деятель, муниципальный депутат (Москва), журналист, лингвист, специально для Гражданского форума ЕС-Россия

Женщины как лицо оппозиции — такого вопроса не стояло на повестке дня, пока в Беларуси не начались выборы. И мы неожиданно их увидели — сильных, стильных, красивых, а главное — источающих любовь, а не ненависть!

Вот это ощущение любви, человечности, оптимизма вместо агрессии, сарказма, брутальности — то, что отличает оппозицию с женским лицом. Какие бы события ни происходили в Беларуси, лидеры их протеста даже из тюрьмы посылают сигналы спокойного мужества, доброжелательности и оптимизма. И это воодушевляет многих и многих людей.

В России женщины-оппозиционеры играют куда более скромную роль. И, хотя в оппозиции довольно много женщин, особенно среди рядовых активистов или муниципальных депутатов, медийный тон задают все еще мужчины: с их бесконечной конкуренцией, нередкой агрессией не только по отношению к противнику, но и к стратегическим союзникам, и, в определенном смысле, сексизмом.

Долгие годы оппозиционный дискурс строился на провоцировании негативных эмоций — зависти и ненависти, чувстве незащищенности и беспомощности.  «Не забудем, не простим», «люстрации», «не врать и не воровать», «жертвы режима». Все позитивное относилось к будущему, а настоящему оставалась роль подготовительного периода. Как это связано с гендером? Кажется, что напрямую никак.  Но так получается, что запрос на оптимистичный и позитивный и в то же время оппозиционный взгляд, на мягкую силу, солидарность, коалиционность в сознании многих после событий в Беларуси ассоциируется с женщинами в политике. И интерес к женщинам-политикам в России тоже сразу вырос.

И паранойя Кремля тоже выводит на первый план женские фигуры. Ведь противопоставление стареющего, закрытого, опирающегося на насилие диктатора  и молодой, открытой, источающей оптимизм и доброту женщины — это вполне себе культурный стереотип: Кощей Бессмертный и Марья Моревна, Иван III и Марфа-Посадница…  Смерть и Несвобода против Жизни и Любви.

И это определенный вызов для женщин — независимых политиков в России. Сможем ли мы найти нужный тон, сможем ли начать разговор не только с традиционно протестной частью общества и найти слова для всех? Сможем ли мы показать российским гражданам иной путь, кроме пути выученной беспомощности, которая всякий раз заканчивается насилием?

Я как женщина-политик в последнее время размышляю о том, что мы можем и должны предложить людям:

  • Истории успеха. Вокруг мы видим много историй про то, как люди, гражданское общество, местные сообщества, независимые депутаты добиваются лучшей жизни для обычных людей. Примеры помогают бороться с выученной беспомощностью.
  • Солидарность, коалиции, распределенное лидерство вместо неуместной конкуренции и игры в «царя горы». Бескорыстно делиться ресурсами, от знаний до денег, — это значит их преумножать. Люди устали бесконечно конкурировать. Им хочется почувствовать, что они не одни и ими никто не манипулирует.
  • Уважение и внимание вместо агрессии, перепалок. Мягкий, доброжелательный стиль снижает в обществе уровень агрессии и даже лечит историческую травму.
  • Диалог, человечность и принятие вместо ненависти и обвинений. Разделение людей на своих и чужих, поиск врагов и призывы к разным карам для них приводит к усилению конфронтации и невозможности мирного перехода.
  • Семья, местное сообщество, малая родина, разнообразие вместо бездушной централизации. Россия сможет жить, только если каждое место в России будет иметь для этого потенциал и возможности.
  • Простые, понятные каждому цели и образы будущего: нормальная жизнь, высокие доходы, хорошее образование и медицина, возможности для семей с детьми, защищенность вместо абстрактных лозунгов. Это позволит обществу понять, чего хотят альтернативные политики.

Изменив лицо оппозиции на женское, можно изменить ее репутацию в глазах общества, очистив от ее от всего негатива, с которым она сейчас связана.

Поэтому сейчас у нас есть возможность сделать женский поворот в независимой политике. Однако поворот этот связан не просто с гендером, он связан с новым образом независимой политики — как политики человечной, доброй, внимательной к нуждам простых людей, с понятными каждому человеку, а не только идеологическими ценностями. В общем, политики живой.

 

В Москве 3 ноября прошло заседание суда над Юлией: ее обвиняют в неоднократном нарушении порядка проведения публичных мероприятий по ст. 212.1 УК РФ, так называемой «дадинской». Галямина стала третьим человеком в России, в отношении которого возбуждено уголовное дело по этой статье.
Присоединяйтесь к кампании солидарности по делу Юлии Галяминой — отправьте в адрес суда обращение с просьбой обеспечить гласность процесса:

по почте  [email protected]

через  электронную приёмную.

Шаблон обращения, можно скачать здесь.

Tags: 

Источник: