Юридический комментарий к отказу в регистрации Партии 5 декабря

Наиболее существенной претензий к полученному Партией 5 декабря отказу в государственной регистрации является сам факт такого отказа вместо предусмотренной законом приостановки государственной регистрации.

В финале своего уведомления Минюст сообщает:

Отказ минюста-2014, цитата 1Отказ минюста-2014, цитата 2

Между тем, основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные пп. в) п.1 ст. 20 ФЗ «О политических партиях» (не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации политической партии) отсутствуют.

Наличие оснований для отказа, предусмотренных пп. а) и г) п.1 ст.20 ФЗ «О политических партиях» предполагает, согласно п.5.1 ст.15 того же Федерального закона, что:

В случаях, предусмотренных пунктами 1.1 и 2.1 статьи 20 настоящего Федерального закона, федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган принимает решение о приостановлении государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения до устранения оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца.

Все остальные претензии к замечаниям Минюста являются на этом фоне второстепенными, хотя замечания эти, тем не менее, в подавляющем большинстве случаев необоснованны, незаконны, а порой и абсурдны.

В целом текст Уведомления об отказе в государственной регистрации политической партии при создании, подписанный Директором Департамента по делам некоммерческих организаций В.А.Титовым, является ярким примером бюрократической предвзятости и пренебрежения к духу, смыслу и букве закона, проявлением порочного принципа всемерного ограничения прав и свобод граждан и максимального затруднения их реализации, исповедуемого органами власти РФ.

Отказ минюста-2014, цитата 3Отказ минюста-2014, цитата 4

Данное замечание не соответствует фактическим обстоятельствам. В действительности, в каждом решении учредительного съезда, копии которых были представлены на рассмотрение Минюста, были представлены данные о представительстве делегатов на учредительном съезде партии 6 апреля 2014 г. с указанием общего количества делегатов и количества представленных ими субъектов Российской Федерации.

Следует особо подчеркнуть, что все решения учредительного съезда были составлены по форме, утвержденной приказом Минюста России от 31.03.2009 № 94 «Об утверждении образцов документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальный орган) для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения» (в ред. Приказа Минюста России от 02.11.2011 № 371).

Отказ минюста-2014, цитата 5

В копии решений съезда об избрании состава Федерального координационного совета и Контрольно-ревизионной комиссии представлены данные рейтингового голосования за кандидатов. Такой способ формирования руководящих и контрольных органов законом не запрещен и ему не противоречит. Итоговые протоколы счетной комиссии были утверждены большинством делегатов съезда и, хотя предоставление копий этих решений съезда для целей регистрации и не предусмотрено законом (формы решений, утвержденные приложениями №4 и №5 к Приказу Минюста от 31.03.2009 №94 предусматривают предоставление данных только о результатах тайного голосования) , данные о результатах открытого голосования по утверждению итоговых протоколов могли быть и могут быть предоставлены по запросу Минюста.

Отказ минюста-2014, цитата 6

Данное замечание, в сущности, является не более чем констатацией факта, не имеющего какого-либо правового значения. Ни одним нормативным актом не предусматривается обязанность каждого делегата принимать участие в каждом голосовании. Для принятия решения согласно уставу партии и закону достаточно соответствующего большинства голосов за то или иное решение.

Отказ минюста-2014, цитата 7Отказ минюста-2014, цитата 8Отказ минюста-2014, цитата 9

Как было указано выше, решения учредительного съезда были составлены по форме, утвержденной приказом Минюста России от 31.03.2009 № 94 «Об утверждении образцов документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальный орган) для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения» (в ред. Приказа Минюста России от 02.11.2011 № 371). Отсутствие тех или иных атрибутов на прочих представленных документах не делает их недействительными.

Согласно статье 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), решение собрания ничтожно в случае, если оно:

1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;

2) принято при отсутствии необходимого кворума;

3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;

4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

Ни одного из указанных изъянов в представленных документах нет.

Согласно статье пп.4) п.1 181.4 ГК РФ изъяны в оформлении протоколов собраний могут служит основанием для признания решений недействительными только в судебном порядке, да и то только в случае если «допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2)».

Правило о письменной форме составления протоколов нарушено не было, существенных нарушений при составлении протоколов также допущено не было, а если бы они и были, то они не были оспорены заинтересованными лицами и не существует судебного решения, которое бы признало эти решения недействительными.

Отказ минюста-2014, цитата 10

Данное замечание не является обоснованным, поскольку в протоколе заседания Координационного Совета регионального отделения Партии в Московской области содержатся сведения о том, что в состав Координационного совета было избрано 3 человека, из которых присутствовало 2 человека: Председатель заседания Ходьков Ф.С., секретарь заседания Шевяков Д.Д. Эти же лица указаны в качестве выступавших на заседании, они же подписали протокол в качестве Председателя и Секретаря.

Отказ минюста-2014, цитата 11

Данное замечание не является обоснованным, поскольку к Протоколу общего собрания регионального отделения Партии во Владимирской области приложен список членов регионального отделения во Владимирской области по состоянию на 24.09.2014 г. , содержащий сведения о 4 членах партии.

Отказ минюста-2014, цитата 12Отказ минюста-2014, цитата 13

Данное замечание необоснованно, так как приведенная норма закона не содержит требования существования контрольно-ревизионного органа первичного отделения, а  Устав Партии 5 декабря его не предусматривает.

Отказ минюста-2014, цитата 14

Данное замечание необоснованно и даже абсурдно, так как КСРО не обладает полномочиями осуществлять государственную регистрацию юридических лиц и вносить сведения в ЕГРЮЛ, а Устав такими полномочиями КСРО не наделяет.

Данным пунктом Устава реализуется предусмотренная нормой закона, на которую ссылается Министерство Юстиции, возможность наделения правом юридического лица иного структурного подразделения политической партии.

Отказ минюста-2014, цитата 15Отказ минюста-2014, цитата 16

Данное замечание необоснованно, так как не основано на требованиях закона. Ст. 21 ФЗ «О политических партиях», содержащая требования к Уставу политической партии, не содержит требования указания в Уставе политической партии того, какие именно вопросы требуют присутствия всех членов руководящих органов партии и ее региональных отделений.

Отказ минюста-2014, цитата 17

Данное замечание необоснованно, так как пункт 5.2 статьи 5 Устава Партии устанавливает срок, в течение которого решение о приеме должно быть принято и оформлено руководящим органом РО и или ФКС, в случае, если оно принимается этими органами. Данный пункт Устава не наделяет руководящий орган регионального отделения и ФКС исключительными полномочиями на принятие решения о приеме в члены Партии.

Полномочия по приему в члены Партии распределены между органами Партии и ее структурных подразделений в соответствии с п.5.1 Устава:

5.1 Прием в члены Партии осуществляется на основании личного письменного заявления вступающего, подаваемого по месту постоянного или преимущественного проживания в местное или региональное отделение Партии.

В случае отсутствия на соответствующей территории местного и регионального отделения заявление о вступлении в Партию подаётся в Федеральный координационный совет или уполномоченный им орган.

Отказ минюста-2014, цитата 18

Нарушение обычая делового оборота отсутствует среди указанных в ч.1 ст.20 ФЗ «О политических партиях» оснований для отказа в государственной регистрации политической партии.

Отказ минюста-2014, цитата 19

Указанное обстоятельство отсутствует среди указанных в ч.1 ст.20 ФЗ «О политических партиях» оснований для отказа в государственной регистрации политической партии.

Отказ минюста-2014, цитата 20Отказ минюста-2014, цитата 21

Выявление той или иной информации при помощи автоматической службы проверки документов, равно как и утрата или истечение срока действия паспорта члена партии в период после подтверждения этим паспортом его личности при регистрации в качестве участника собрания отсутствуют среди указанных в ч.1 ст.20 ФЗ «О политических партиях» оснований для отказа в государственной регистрации политической партии.

Отказ минюста-2014, цитата 22

Блок замечаний Министерства Юстиции, связанный с изменениями в ГК РФ, вступившими в силу с 01.09.2014 г., — единственный, который можно рассматривать как не лишенный оснований. Однако и он мог послужить поводом лишь для приостановки регистрации, но не для отказа.

Отказ в государственной регистрации Партии 5 декабря будет обжалован в суде.